Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Обычаи, нравы, приметы, темп жизни, праздники не религиозные, игры > Обычаи, нравы, черты характера > Иные этнические системы (XVII век)

14. Обычаи, нравы, приметы, темп жизни, праздники не религиозные, игры

Обычаи, нравы, черты характера. Иные этнические системы (XVII век)

Гордон, Витсен, Даврижеци, Бакиханов, Хроника, Дохтуров, Пипс, Стрюйс, Таллеман

Статья № 1
Патрик Гордон, †1699

Условия перемирия шведов с поляками

От имени Его Величества обещано следующее:

  1. Всем и всякому, независимо от чина или состояния, будет вольно исповедовать свою религию и беспрепятственно служить в своих церквах.
  2. Каждый человек будет пользоваться привилегиями, вольностями и поместьями, кои прежде дарованы их королями.
  3. Не будет устроено в ущерб [жителям] зимних квартир, а тем паче никакого насилия, вреда, грабежей или захвата зерна, а если это произойдет по дерзости солдат, [они] будут сурово наказаны.
  4. Наконец, судебные палаты и все прежние правовые и законодательные дела будут управляться от имени короля Шведского. Места же и должности, кои ранее жаловались королями Польскими, будет по мере освобождения распределять король Шведский только среди природных поляков. Но если кто из уроженцев этих областей не одобрит сего договора и соглашения, перейдя на сторону или примкнув к королю Польскому, то наследственные земли таковых будут во власти короля [Шведского].
    Дано в Уйсце 25 июля 1655 г.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.14]

Статья № 2
Николаас Витсен, 1664–1665

Лифляндия, Рига

Молодые люди обоих полов общаются иначе, чем у нас; здесь существует обычай, по которому летом целые семьи, все вместе, молодые и старые, уезжают к крестьянам развлекаться.
Ночью старые спят вместе, так же и молодые, они лежат все рядышком, то юноша, то девушка. Однако одна старуха ночью караулит, чтобы не совершилось греха. Это называется выезжать, чтобы «лежать в рядах»

По пути через территорию эстов

Это люди дурные, вороватые, чему было у нас несколько примеров, впрочем, они простые и простоватые...

В России много народа, деревни большие, не то, что в Лифляндии, но и здесь и там — рабы, в последней — в большей мере; они [лифляндцы] живут в дымных избах, полных черных тараканов, мешающих людям спать. Крестьяне лежат на печах, зимой спят очень долго, когда у них нет работы. По грубости они похожи на дикарей; они нам известны, а также и их страна.

Манеры голландцев

Один из наших поваров стрелял здесь в птицу на кресте церкви; это могло бы стоить ему жизни или большого штрафа; наше счастье, что ни один русский не видел этого. Одного немецкого офицера, который сделал по неосторожности то же самое, гнали кнутом по городу Москве и затем выслали в Сибирь...

В комнатах обычно имеются окошки, через которые мы ночью часто мочились; как-то через окно один из английского посольства справил свою нужду. Русские узнали об этом, а он сбежал; если бы его поймали, то зарубили бы. Это заставило нас остерегаться...

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.39]

Статья № 3
Аракел Даврижеци, †1670

Ездишер оставил себе коня, а голову Чомара (Секс-садистах — Прим. ред.) и правую руку со знаком послал царю в Константинополь. А царь, увидев голову и услышав подробности убийства, обрадовался этому и одарил Ездишера множеством ценных даров и ещё отдал ему на попечение область Схерт, чтобы Ездишер тут же вступил во владение областью Схерт и владел бы [ею], пока жив.

В 1110 (1661) году обитающие в кавказских городах грузинские племена, коих называют Туш и Пшав, пришли ночью и предали мечу эти 1500 домов турок, начиная со старцев и кончая грудными младенцами.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.44]

Статья № 4
Аббас-Кули-ага Бакиханов (Кудси), †1846

Бакинцы в минуту стесненных для турок обстоятельств стали открыто показывать своё недовольство. Правитель Баку, желая подавить волнение в самом начале (Т. е. в январе 1607 г. — Прим. ред.), нескольких из них наказал смертью. Но эта мера ожесточила жителей до крайности: они восстали, убили правителя, вырезали гарнизон и головы их вместе с пленными и ключами от крепости отправили шаху, который в награду отдал им все имущество турок...

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [19.47]

Статья № 5
Грузинская хроника, 1605

В короникон 293, 12-го марта, пригласил Константин отца — царя Александра и брата — царевича Георгия. Сели за стол. Заранее были им даны указания своим людям: «Тайно поразите отца и брата моего и убейте».

Посреди еды явились подосланные люди, поразили в голову царя Александра и убили в 60 лет. Затем ударили по голове царевича Георгия и убили. Убитых им погрузил на верблюда и послал в Алаверди. И исполнили некоторый обряд погребения.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [18.116]

Статья № 6
Г. С. Дохтуров, 1646

Роспись городу Лундану и всей Аглицкой земли

А люди у них добре ласковы во всей Земли, любительны.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [17.116]

Статья № 7
Самуэль Пипс

26 июля 1664 года
Только и разговоров что о вчерашней потасовке в Мурфилдс и о том, как мясники сначала побили ткачей (между ними давние счёты), а затем уже ткачи, собравшись с силами, одержали решающую викторию. Поначалу мясники расправлялись с ткачами, узнавая их по зелёным и синим фартукам, так что ткачам пришлось снимать их и прятать в карманы штанов.

В дальнейшем же настал черед мясников снимать свои нарукавники, однако это их не спасло: им крепко досталось, некоторых побили в кровь. В результате ткачи праздновали победу. «Сто фунтов за мясника!» — победоносно провозглашали они.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитиестенка-на-стенкумясники и ткачимужские забавы горожан

Источник: [17.144]

Статья № 8
Ян Стрюйс, 1647

Мадагаскар
Мадагаскарцы в большинстве случаев коварны, лживы и прирожденные воры, а предательство и мщение считаются у них наивысшим искусством и добродетелью; кто может в том себя показать, того прославляют и уважают; но кто не метит или проявляет сочувствие, того презирают и осмеивают. Они от природы вялы и ленивы, и их не легко застать за тяжелой работой; зато они питают большую склонность к пению и пляске. Занимаются главным образом обработкой земли, гончарным делом, кузнечат, плотничают, прядут, ткут, шьют паруса, ловят рыбу и охотятся.

Япония
После того как мы взяли груз на острове Формозе, я пересел с «Черного медведя» на другой корабль — «Девушку», с тем, чтобы отправиться в Японию. 10 августа мы достигли, невредимые, берегов Японии; и, как только известили о своем прибытии, тотчас же к нашему кораблю подошло несколько лодок, которые сняли с него весла, паруса и военное снаряжение и сами выгрузили наш груз из предосторожности или боязни, что мы нападем па них пли каким-нибудь образом предадим их, ибо ни одна нация в подлунном мире не относится с такой подозрительностью и боязнью к иностранцам, как эта...

Весь день они пьют чай; этот напиток у них гораздо крепче, чем у нас, так что я склонен верить, что они спивают чай, снова высушивают и затем отсылают. Они веселы, гостеприимны, любят кутежи и с ними легко завязать сношения.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитиеафриканские нравынравы японцев

Источник: [17.147]

Статья № 9
Таллеман де Рео, 1657

Провансальцы и их супруги

В Эксе у одного советника парламента был павлин, которого он держал на довольно большом дворе, усаженном деревьями; у другого советника, его соседа, был сад, самый чистый в городе. Сад и двор соприкасались, так что павлин частенько залетал в этот сад, и поскольку эта птица скребет землю, она всегда что-нибудь в саду портила. Хозяину сада это надоело; но вместо того чтобы поговорить с соседом учтиво и предложить ему вырвать у павлина несколько самых больших перьев, чтобы помешать ему перелетать через ограду, владелец сада велел передать своему соседу через секретаря, что, ежели тот не воспрепятствует птице залетать в его сад, он убьет павлина в первый же раз, как его обнаружит…
Первый Советник находит своего павлина мертвым на кухне. Он приходит в ярость: собирает своих друзей, которые — их человек пятьдесят, — хорошенько обсудив все происшедшее, взламывают заднюю дверь в саду обидчика и с помощью всех железных предметов, которые оказываются у них под рукою, учиняют в саду полный разгром…
Муж, вернувшись в тот же вечер, созывает своих приятелей: обе партии умножаются в числе, в городе вот-вот разгорится настоящая баталия. Тем временем происходит двадцать вызовов на дуэли между молодыми представителями обеих партий; и вот, вместо одной ссоры, их вспыхивает целая сотня. Граф д’Алэ, губернатор провинции, оказался в довольно затруднительном положении.

Сумасброды, фантазеры, чудаки и т. д.

Г-н Амиро, ученый муж, профессор теологии в Сомюре, ухитрился написать целых два тома о нравственности Адама до грехопадения, где говорится, что самым большим счастьем для него было плавать…

Отец некоего Шамбержо велел в своем поместье вытесать себе гроб из камня; время от времени он туда ложился, дабы посмотреть, удобно ли ему в нем будет лежать, и говорил рабочим: «Пройдитесь-ка здесь еще раз резцом; тут мне что-то плечу больно»…

Маршал д’Орнано не ложился спать ни с одной женщиною, не узнавши наперед имени, данного ей при крещении, опасаясь осквернить имя Пресвятой Девы; по той же причине маршал де Сен-Люк никогда не ел мяса по субботам; зато по пятницам он наедался им вволю…

Некий гугенот, по имени Лормуа, родом из Блуа, студент-богослов в Сомюре, задумал сделаться евнухом, подобно Оригену333; об этом узнали и отговорили его. Наконец он приехал в Париж, где никому ничего не сказав, дал себя оскопить. Вернувшись в Сомюр, он влюбился в дочь человека, у коего квартировал, в девушку, которую до этого он видел несметное число раз, оставаясь совершенно равнодушным. Он просит ее руки и женится на ней. Вообразите сами, может ли подобный человек стать добрым семьянином. Проходит некоторое время, и он начинает ее бить, она на него жалуется; он же решил идти до конца и заставил расторгнуть их брак, предъявив свое увечье. После этого он окончательно спятил.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитиеистории про французовсвидетельство очевидцанравы Франции XVII

Источник: [17.162]
Комментарии

   Внимание!  Здесь может быть Ваша реклама:  баннер или гиперссылка.   Контакты по E-mail

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь Канал в Яндекс.Дзен >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2021

▲ Наверх

0,166