▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Обычаи, нрав, праздники → Обычаи, нравы, черты характера → Иные этнические системы (XII век)

14. Обычаи, нрав, праздники

14.2. Обычаи, нравы, черты характера. Иные этнические системы (XII век)

Джубайр, Эдесский, Каланиси

Статья № 1
Ибн Джубайр, 1183–1185

Также из благородных намерений султан (В Александрии — Прим. ред.) назначил путникам из иноземцев по два хлеба в день на человека или более этого; он ежедневно поручает распределять их надежному человеку. И каждый день доставляют две тысячи хлебов или даже больше, сообразно большему или меньшему числу [путников], и так постоянно...

Жители стран Востока имеют хороший обычай отмечать начало каждого нового (лунного) месяца года: они обмениваются рукопожатиями, поздравляют друг друга, обоюдно просят прощения и возносят молитвы друг за друга, как это они делают по праздникам, и так всегда...

Среди его (Багдада — Прим. ред.) жителей трудно найти хотя бы одного, чье смирение не было бы притворным и чьей душе не было бы свойственно тщеславие и хвастовство. Они презирают иноземцев и по отношению ко всему, что не принадлежит им, проявляют презрение и высокомерие. Они считают не заслуживающими внимания предания и рассказы, исходящие не от них. Каждый из них в своей душе убежден, что весь свет ничтожен в сравнении с их городом. На всей обитаемой [части] земли они не почитают никакой другой страны, кроме своей, и убеждены также, что и для Аллаха нет другой страны и других поклоняющихся, кроме их.

Они надменно и высокомерно влачат полы своих одежд, но не отрекаются от неверного мнения ради божественной сущности, считая, что высшая слава и состоит в том, чтобы влачить свои одежды, и не думают о том, что, согласно известному хадису, они попадут в ад. Они употребляют в сделках друг с другом золотые обрезки, и нет среди них ни одного, кто бы дал Аллаху заём Чужеземец не встречает у них никакого снисхождения; его обрекают на двойные расходы. Все жители [Багдада] относятся к нему не иначе, как с лицемерием, будто бы трясут дерево, стремясь получить пользу или выгоду. Кажется, что приверженность к этому скверному занятию является у них условием мира и доброго согласия...

Один из странных обычаев, наблюдаемых как у черни, так и у знатных жителей всех этих областей (Дамаска — Прим. ред.), — то, что при ходьбе они держат свои руки сзади, одну на другой; а при приветствии они склоняются в таком же положении, столь покорно, смиренно и униженно, будто влачат тяжелое иго и скованы тесными узами. Они считают, что таким образом отличаются как избранные и благородные. Они думают, что это дает передышку их членам и отдых от усталости.
Уважением среди них пользуется тот человек, у которого [полы] одежды на пядь влачатся по земле, причем он свои руки, одну на другой, держит сзади. Такое хождение они считают правильным. Каждый из них не находит ничего плохого в этом обычае, считая его прекрасным, — да простит им это Аллах!

В знак приветствия они (Жители Дамаска — Прим. ред.) совершают коленопреклонение или земной поклон. И видишь, как [при этом] напрягаются их шеи, когда они поднимаются, опускаются, простираются и встают; и это иногда длится у них долго; и в то время когда один склоняется, другой выпрямляется, и их тюрбаны мелькают перед глазами. Молитвенные коленопреклонения вместо приветствия мы встречали у женщин, особенно у невежественных рабынь.

И очень странно, что эти люди позволяют себе поступать, подобно носящим браслеты на ногах [то есть рабам]. Они не гнушаются тем, к чему гордые души чувствуют отвращение. Они обвиняют зиммиев в неверии, что запрещено законом; они совершают и другие поступки, удивительные по своей нелепости. Сколь странно, что в своих сношениях они прибегают к такому обхождению и доходят до крайности в своих выражениях! С какими словами они обращаются к своим правителям и беседуют с ними! Для них хвосты и головы — одно и то же, и они не делают различия между властвующим и подвластным. Хвала тому, кто создал живые существа постепенно! [Коран 71:14]. У него нет сотоварищей!

Поистине обычай рукопожатия у них считается добрым предзнаменованием — да помилует его Аллах! — как это сообщает хадис, восходящий к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! Они соблюдают этот обычай в конце обязательных молитв, и особенно после утренней молитвы и молитвы послеполуденной. Когда имам произносит приветствие и когда он заканчивает молитву, [люди] спешат к нему, чтобы пожать ему руку, и каждый из них поворачивается к своим соседям, пожимая руки направо и налево. Затем они расходятся, прекращая собрание.

Источник: [12.2]

Статья № 2
Матфей Эдесский (Маттеос Урхаеци), †1144

В тот же год (554 [1105–1106])... неверные [персы] перешли через ров (Перед Эдессой, ю.-в. Турции — Прим. ред.), вошли в ворота и перерезали более 400 человек [франков]. Содрав кожу с трупов, они взяли головы и возвратились в Персию. Великая печаль царила в тот день в Эдессе, плач и стенания слышались в каждой семье, и кровь растеклась вокруг города. Джекермиш же с победой возвратился в свои владения.

Источник: [12.5]

Статья № 3
Ибн ал-Каланиси, 1132

Жители Дамаска вышли из города для встречи с ним (Шамс ал-Мулука, владетель Дамаска — Прим. ред.) и лицезрения пленных, перевязанных верёвками, и голов па тростниковых шестах, а их было великое множество. Жители города увидели все, и это зрелище вселило прохладу в их глаза, радость в их сердца и крепость в их чресла. Они пришли в восторг и воздали многократно благодарность аллаху всевышнему за то, что он удостоил их явной помощи и великой победы.

Источник: [12.27]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,075