▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Труд на земле. Поле и двор. Неурожай. Голод → Неурожай. Голод → Славяне и российские этносы (XVII век) → Комментарии к статье № 1

Комментарии к статье № 1, Конрад Буссов, 1601–1613

12. Труд на земле. Поле и двор. Неурожай. Голод
12.13. Неурожай. Голод. Славяне и российские этносы (XVII век)

Редактор сайта (24.04.2015 10:53:44)

1.

Какой позор нации от действий части соотечественников, наживавшихся на народном горе! И если бы только тогда.

А, собственно, чему удивляться?

Трудами РПЦ идеи Саги распятой Совести (ТаНаХа – Ветхого Завета) интенсивно вбиваются в головы людей уже не одно столетие.
И что же это за идеи?

«ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» [Втор 15:6];
«Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу... отдай её, он пусть ест её, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего» [Втор 14:21]. Сейчас, например, — это мясо с просроченным сроком годности из стратегических запасов развитых стран, генетически поражённые продукты и т. п.

Ни о каких формах дарения в Росссии XVII века и речи нет! Разговор идёт только о выдаче средств взаймы, то есть о предоставлении кредитов — точно просчитанных по объёму истинной нужды просителя вспомоществования, то есть, чтоб только не сдох. Истоки норм поведения находятся в той же еврейской Саге, где предполагается, что расчёт потребности в займе производит не сам проситель, а кредитор, который итоговую сумму и утверждает. Так, как считает нужным:

«Если же будет у тебя нищий... открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чём он нуждается... ибо нищие всегда будут среди земли твоей»[Втор 15:7, 8, 11].

При этом прощать долг верующим евреям разрешено только «ближнему» или «брату», да и то лишь только на седьмой год действия кредита; иноземцам долг прощать запрещается [Втор 15:1.3].

Жуткое бедствие! И тут не столь важно: умерло в мучениях 2 человека или 20 человек. Горе народное от этого не изменится никак.

Но не до такой же степени тешить свои кровавые фантазии! —

«В одном только городе Москве во время этой дороговизны умерло от голода более 500 000 человек»

 — ни с чем не сообразуемая оценка! Даже в сравнении со свидетельством Гюльденстиерне (статья 10 далее) превышение на порядок!

В 1606 году в составе польской делегации, вместе с Мариной Мнишек в Москву прибывает Станислав Немоевский, оставивший после себя описание своего двухлетнего пребывания (вернее, заточения после путча Шуйского) в Московии. Он оценивает численность городского населения столицы более 30 тысяч, но не более 50 000.

Устоявшаяся расхожая оценка численности населения Москвы тех лет в 100 000 человек, сказать к стыду (не к моему!), вброшена в научный оборот лейб-историками, похоже, на основании сведений от того же Буссова, который чуть ниже по тексту, говоря о событиях уже 1606 года, пишет: «ведь московское население доходит уже до 100 000».

Таким образом, оценка людских потерь от Буссова — из той же серии, что и утверждение Д. Флетчера в [16.4], что, мол, при пожаре в Москве (итог похода крымских скифов) погибло 800 000 человек (вот же бред!).

Представляется, что и Флетчер, и Буссов если и умели считать, то лишь деньги в чужом кармане.

Для сравнения подходов к проблеме каких-либо количественных оценок приведу факт: у Джареда Даймонда [21.1] свидетельств a′la «буссов» о численности жителей острова Пасхи, понятное дело, нет и быть не может. Картину событий на острове учёный составил по остаткам пищи в отбросовых ямах, восстановив тем самым рацион питания людей, их численность, а также основные принципы организации общества.
При этом он использовал научные данные (а не сплетни!): итоги трудов паленолога Улофа Селлинга, зооархеолога Дэвида Стедмена и т. д. Проверить расчёты известного эколога может теперь любой. Ошибок пока не найдено.

2.

Действия Годунова по наложению эмбарго на ввоз зерна во время вселенского голода, а также его методы «пускания пыли в глаза» как-то уж очень знойно напоминают:

А «кто-то» говорит, что История не повторяется...

3.

Остаётся заметить, что, как и всегда, китайцы оказались впереди планеты всей: ещё в 583 году Ян Цзянь создал четыре государственных зернохранилища для раздачи продовольствия населению в случае неурожая и голода (см. ст. 1 в 23.20.8.w).

Ну, и кто мешал бывшему опричнику-душегубу Бориске Годунову на наворованные в Новгороде богатства организовать даже не три, а тридцать три резервных склада? Или Годунов забыл как десяток лет назад от голода в Новгороде трупы людей засаливали в бочках?

Но скупой и убогий умом платит дважды: царю пришлось выкладывать за зерно астрономические суммы спекулянтам... но не во спасение людей, а в оплату церковной требы во здоровье датского жениха дочери Аксиньи, приболевшего по прибытии в столицу Московии.

При всём при том частная собственность бояр и топ-манагеров замка оставалась для бывшего опричника неприкосновенной (как же это знакомо!): даже форсмажорные остоятельства не могли заставить полностью безграмотного Бориску Годунова силой взять запрятанное боярами, чиновниками замка и дошлыми купцами зерно...

Похоже, что общее невежество в стадии клинической глупофилии и есть та причина, по которой властители Руси за редчайшим исключением оказываются неспособны к обучению вообще, и, тем более, к учёту ошибок предшественников. Увы.

Не изменилось с тех пор ничего!






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,103