▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Промыслы → Бортничество и пчеловодство. Собирательство и проч. → Славяне и российские этносы (XVIII век)

11. Промыслы

11.3. Бортничество и пчеловодство. Собирательство и проч.. Славяне и российские этносы (XVIII век)

Паллас, Промышленники, Паллас

Статья № 1
П. С. Паллас, 1772

Статский Советник приготовил нам любопытное зрелище. Призвав одного башкирца, приказал ему показать способ, как они лазят в свои борти и сохраняют соты от лакомых до мёду медведей: ибо башкирцы, живучи в лесистых местах, делают свои ульи на высоких соснах, и только временной имеют присмотр, то есть с весны и с осени.

Лазят они на дерево, имея из тонких ремней сплетенной шириною в три пальца и нарочито упругой канат, кирям. В дереве делают небольшие зарубки, киртык, так, чтобы ножные пальцы могли в оныя вместиться. Когда хотят лезть на дерево, тогда оное, обняв кирямом, скрепляют концы в петлю, и положит его чрез левое плечо и поясницу, упираются ногами в дерево и вешаются на канате навзничь. Потому руками, взбрасывая канат кверху и лёжа на оном, удобно могут лезть кверху и вниз спускаться.

Источник: [18.7]

Статья № 2
Материалы совещаний уральских промышленников, 1732–1734

Хотя Бирон и заблокировал утверждение Горного устава, его положений промышленники придерживались

О лесах бортевых

Бортевые леса, кои заводчику нуждно будет срубить — за те, за пустые, по 10 коп. за борть, а жилые, в коих пчелы есть, велеть им снять. А за переноску жилой с каждой борти платить по 50 коп.

Во мнении Строгановых прикащиков показано: за бортевые деревья, которые заводчику потребны, объявить хозяину и заплатить за пустое по 25 коп., а за жилое, когда пчел соймет — по рублю. Понеже бортевого лесу находится мало, и выделка бывает тягостна, а без спросу рубить не надлежит.
Сему мнению согласен Турчаниновой прикащик...

Источник: [18.65]

Статья № 3
П. С. Паллас, 1772

Обворовывание» мышей

Почти поверить невозможно, какое множество мышей здесь по низменным местам меж Ингодой и Аргуном находится: это самый тот же черноватенький род, что по Енисею и несколько по Барабе и Ишиму водится, который вьёт под дёрном пространные гнезда, прокапывает во все стороны проходы и учреждает для запасу особливые каморки, кои наполняет весьма чисто облупленными корешками в провизию на наступающую зиму. Их в одном гнезде бывает по большей части по две, редко больше; но если стать смотреть на запас, какой сии маленькие животные в твёрдом дёрну наискали и в гнездо к себе натаскали, то почти понять не можно: ибо часто в мышьем запасном амбаре до восьми и до десяти фунтов чищеного коренья вынимают, а таковых магазейн при том гнезде три, четыре и более бывает.

Коренья вырывают они от гнёзд в нарочитом расстоянии, и где мышей много водится, там их узнать можно по ямкам в дёрну и по дырам, оставшимся от вытащенных кореньев, кои они на том же месте, чистенько очистя от земли и мелких корешков, таскают задом в гнезда. Для облегчения в таске мыши пробивают от своих нор даже до сих кореньев по дёрну гладкие дорожки <...>

Маленькое сие животное трудами своими нигде столько не полезно, как здесь, в Даурии, и в других ещё местах Восточной Сибири, где хлеб не сеют; там языческие народы поступают с оными так, как вотчинники-лихоимцы со своими мужиками.

Тунгусы кажутся в сем пункте от всех прочих отменны: отнятого у мышей запасу им становится в пищу на целую зиму. Они осенью, когда мыши свои амбары наполнят, изыскивают такие, или ощупывая ногою, или пробуя лопаткою, и где дёрн подастся, тут уж неотменно и есть или нора, травою наполненная, или настоящая мышья магазейна, которую они называют урганом.

Пустые норы они узнают легко снаружи по дорожкам, несвежа пробитым, по запущенным норам от чищенья, по усмотрению, если нигде знаков не видно вновь вырытого в близости от норы коренья, в таковом случае и не тратят трудов раскапывать напрасно.

Найденный мышей запас тунгусы разбирают тут же на месте и отбирают тщательно <...> пьяное коренье. Оно похоже на коренье чахоткой травы, только что вязче и побелее, а у этой чернее и ломче. Сию последнюю тунгусы не только в пище, но и в питье вместо чаю с охотою употребляют.

Источник: [18.7]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,097