▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Природный окоём. Человек → Человек: внешность, продолжительность жизни и прочие данные о нём → Славяне и российские этносы (XII век)

1. Природный окоём. Человек

1.10. Человек: внешность, продолжительность жизни и прочие данные о нём. Славяне и российские этносы (XII век)

Скукина, Вологда, Гарнати1, Гарнати2, Петахия, Макарова

Статья № 1
Е. В. Скукина

Тверское Поволжье, Избрижский некрополь, X–XII вв.

Соотношение обоих полов составляет почти 1:1 (35 мужчин и 38 женщин). Возраст 13 погребенных женщин и 14 мужчин — более 45 лет (средняя продолжительность жизни в древнерусское время).

Примечательны погребения индивидов в возрасте свыше 60 лет (1 женщина, 3 мужчины) и низкая смертность в возрасте до 25 лет. В группу детских захоронений включены все индивиды в возрасте от грудного до 14 лет (21 погребенный — 21,6 %). Отмечена низкая смертность в группе в возрасте до 3-х лет — 2 случая, до 8 лет — 10 погребений. Нормальный естественный баланс полов, значительная продолжительность жизни и низкая детская смертность являются позитивными сторонами местной демографической ситуации.

Данные Избрижского некрополя свидетельствуют об абсолютном преобладании в X—XII вв. одиночных курганов (69,1 %). В таких погребениях возраст женщин 20–40 лет, мужчин 30–40 лет.

Возраст погребенных мужчин и женщин в шести супружеских парных курганах 50–60 лет, ещё в трех — соответственно, 40 — 50 лет и 35 — 45 лет. Это представители зрелой и престарелой части населения.

В Избрижском могильнике исследовано 16 курганов (48 погребений), которые можно считать семейными. Возраст погребенных взрослых и детей позволяет предполагать их родство. Мать и дети: возраст женщин 35–40 лет, детей — 2–7 лет или грудного возраста (2 кургана).

Отец и дети: возраст мужчины 30–40 лет, ребенка — 4–6 лет. Одно погребение можно считать захоронением деда и внука: возраст мужчины 50–60 лет, ребенка — 6–8 лет. Большинство детей подхоронены в уже существующие насыпи. Однако существование одиночных детских погребений в 5-ти курганах, высота которых от 0,3 до 1,5 м, соответствует норме сооружения для ребенка отдельной насыпи без учёта последующих подзахоронений родителей, братьев и сестёр.

Россия XIIпродолжительность жизнипогребение детей

Источник: [20.12]

Статья № 2
Вологодская областная универсальная научная библиотека

Древнерусская жизнь в картинках

Мужская голова. XII
Мужская голова. XII в.
Скульптурная реконструкция выполнена по черепу мужчины, 12–13 вв.
Скульптурная реконструкция выполнена по черепу мужчины, XII–XIII вв.

реконструкция по черепамРоссия XIIскульптура

Источник: [21.70]

Статья № 3
Абу Хамид ал-Гарнати, †1170

Булгария

А жители Булгара — выносливейшие из людей в отношении мороза, потому что пища их и питьё по большей части из мёда, мёд же у них дешёвый...

И видел я в Булгаре человека из потомков адитов, рост которого — больше семи локтей, я доставал ему до пояса. Он был сильным: брал заколотую лошадь, и ломал её кости, и рвал кожу и сухожилия быстро, в одно мгновение, я не мог бы разрубить её с такой скоростью и топором.

А царь Булгара изготовил для него кольчугу, которую он возил с собой на войну на повозке. А шлем у него из железа вроде большого котла. Он сражался такой огромной длинной дубиной из крепкого дуба, которую не сможет поднять сильный мужчина, а она в его руках была как палка в руке одного из нас.

А тюрки уважали и почитали его и когда увидели его идущим им навстречу, то разбегались, говоря: «Это господь наш прогневался на нас». Но при всем этом он был любезным, добродетельным, миролюбивым. И не было в Булгаре бани, которая могла бы его вместить, кроме одной высокой бани с широкими дверями.

Населенцы Беломорья (Вису) и Югры (Йура)

Жителям Вису и Йура запрещено летом вступать в страну Булгар, потому что когда в эти области вступает кто-нибудь из них, даже в самую сильную жару, то воздух и вода холодают, как зимой, и у людей гибнут посевы. Это у них проверено.

Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лён, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый, как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мёд.

Булгариялюди огромного ростаадидытитаныжители Беломорьяодежда Вису и Югры

Источник: [12.24]
Комментарии

Статья № 4
Абу Хамид ал-Гарнати, †1170

Булгар; при впадении Камы в Волгу

А я видел в Булгаре в 530 году [1135–36] высокого человека из потомков адитов (мифический род титанов. — Прим. Ред.), рост которого больше семи локтей, по имени Данки.

Он брал лошадь под мышку, как человек берет маленького ягнёнка. А сила у него была такая, что он ломал рукой голень лошади и разрывал мясо и жилы, как другие рвут зелень. А правитель Булгара изготовил ему кольчугу, которую возили на повозке, а шлем для его головы, как будто котел.

Когда случалось сражение, он сражался дубиной из дуба, которую держал в руке, как палку, но если бы ударил ею слона, то убил бы его.

И был он добрым, скромным; когда встречался со мной, то приветствовал меня и здоровался со мной почтительно, хотя моя голова не доставала ему до пояса, да помилует его Аллах.

И не было в Булгаре бани, в которую он мог бы войти, кроме одной, с большими дверями, и он ходил в неё. Он был диковиннейшим из сынов Адама, никогда я не видел подобного ему.

И была у него сестра его же роста, я видел её в Булгаре много раз. И сказал мне в Булгаре судья Йа’куб ибн Ну’ман: «Ведь эта высокая женщина-адитка убила своего мужа, которого звали Адам, а был он из сильнейших мужчин Булгара: они прижала его к своей груди и сломала ребра, и он сразу умер».

Булгариялюди огромного ростатитаныгигиенабани

Источник: [12.25]

Статья № 5
Раби Петахия Регенсбургский, 1175–1185

Хадж еврея из Германии

Кедары (Печенеги — Прим. ред.) живут в шатрах: у них красивые, дальнозоркие глаза, потому что они не едят соли и кочуют на полях, поросших благоуханными травами.

внешность печенеговжизнь в шатрах

Источник: [12.33]
Комментарии

Статья № 6
Т. И. Макарова

Фантастические существа, гусляры, плясуньи и участники бесед и ритуальных игр

 Т.И. Макарова. Фантастические существа, гусляры, плясуньи и участники бесед и ритуальных игр
Рис. 8. Фантастические существа, гусляры, плясуньи и участники бесед и ритуальных игр

Следующий персонаж черневого орнамента — существо с телом хищника и торсом человека, которое может быть идентифицировано с кентавром. Он, как и кентавры, изображённые на западном портале Георгиевского собора, имеет звериное туловище вместо лошадиного. Рисунок кентавра на обруче из Твери ещё дальше отошёл от традиционной иконографии: он указывает пальцем на лоб, как бы подчёркивая легендарную исключительность своих умственных способностей (рис. 8, 10).

К антропоморфным фантастическим существам относятся два изображения (рис. 8, 4,5). Они показаны с распростёртыми крыльями, с каким-то подобием русалочьих хвостов, в которые перерастают их торсы, и с нимбами вокруг носатых некрасивых голов.

Все эти антропоморфные существа не отличаются устойчивостью определённых иконографических черт и производят впечатление фантазии художника, не связанного с необходимостью воспроизвести какой-то конкретный образ. Все-таки двоих из них можно уверенно назвать сиринами — это птицы с женскими головами (рис. 8, 2,3)...

Сравнительно недавно был найден ещё один обруч с русальными сценами (рис. 8, 20). На одной его створке, рядом с традиционной композицией с двумя птицами, с плетёными растительными лентами, между ними, дана живая жанровая сцена: мужчина и женщина сидят на маленьких стульчиках друг против друга, опираясь на фигурные посохи (рис. 8, 18). Женщина подаёт мужчине рог, а мужчина протягивает к нему руку. Оба они одеты в длинные одежды, отделанные каймой по подолу. Кайма явно орнаментирована, что показано рядом точек. Таким же способом показан орнамент на головном уборе женщины. Эта мирная сцена угощения напоминает русальные празднества двумя деталями: рогом («пиють в розех») и посохами в руках.

Не исключено, что и женский посох можно трактовать как палку, с которой бегали и плясали девушки после троицына дня. Этот обычай зафиксирован этнографически в Пензенской губернии. Посох в руках мужчины можно сопоставить со священным жезлом «русальца» — главного волхва.

Ещё более убедительны сопоставления с русалиями сцен, изображённых на другой створке. На ней в трёх арках представлены три сюжета: пара птиц по сторонам древа; фантастический зверь с птичьей головой и процветшим хвостом; подобный же зверь и мужчина (рис. 8, 27). Последняя сцена особенно интересна. Зверь стоит на передних лапах, обращённый головой к мужчине, задние лапы его высоко подняты. Мужчина, данный в движении, с приподнятыми руками, производит впечатление непосредственного участника этой сцены дрессировки или, скорее, подготовленного и показываемого зрителям номера. Как бы ни объяснять эту сцену, она явно относится к театрализованным действиям, составлявшим основу всякого народного празднества.

 Т.И. Макарова. Обруч ручной выколотки из Твери
Puc. 25. Обруч ручной выколотки из Твери

Общие сведения и местонахождения украшений с чернью на Руси представлены в статье за XX век >>

чернение по серебруизображение на украшениях людейстранные существаякобы фантазии ювелиров

Источник: [20.156]
Комментарии



Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2018

0,102