▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Приложения → Теория пассионарности Л. Н. Гумилева и Золотое сечение

А. К. Гоголев

Теория пассионарности Л. Н. Гумилёва. C некоторыми изменениями и дополнениями

Для чего затея
Интерпретация теории Льва Н. Гумилёва затеяна не как самоцель, но из предположения, что результат сможет вооружить Историю предсказательной силой, тем изменив её статус со значения «Область знаний» на значение «Наука».

Идея использования для достижения обозначенной цели циклических теорий (не только теории Гумилёва) проста, и укладывается в элементарный алгоритм программирования. Если (if) какая-либо циклическая теория верна, то тогда (then) любая точка развития современной цивилизации А(t) имеет свой аналог на синфазную дату в глубине веков, которая вычисляется по законам выбранной теории и предмета исследования: как время текущее минус период цикла теории Гумилёва ли, Кондратьева ли, Васубандху ли, ect.
Верно и обратное. Так как нам благодаря данным историков известен ход развития какой-либо этнической системы на прежнем её цикле в глубине веков от определённой нами же синфазной современному состоянию точки и далее, то сегодня определить ближайшее во времени состояние общества ΔА при изменении современного времени на Δt не так уж и трудно — по аналогии.

В противном случае (else), если расчёты не сойдутся катастрофически, выбранную циклическую теорию следует признать ошибочной. Или же, если удастся доказать на «железобетонных» массивах экспериментов истинность циклических теорий, то придётся признать недостоверными очень многие исторические данные из глубин веков, либо признать ошибочность их датировок!

Упрощённо говоря, в России XXI века события вокруг некоей грядущей даты (и пусть это плюс-минус 10 лет), по сути, мало чем будут отличаться от событий, которые происходили на двадцатилетнем отрезке времени окрест некоего года, например в веке XVI, в котором этносистема (экономика, пассионарная напряжённость, Раса, ect .) находилась в известной историкам фазе развития, и в какой этносистема неминуемо окажется вновь около выбранной грядущей даты.

Несколько более подробно идея описана в книге «Занимательная история. Вып. 1» (список электронных магазинов — в Приложении).

1. Термины
2. Идеальная кривая энергии пассионарного напряжения этносистемы
3. Фазы этногенеза и господствующие императивы поведения
4. Зоны пассионарных взрывов
5. Фазы этногенеза. Их продолжительность и характеристики
6. Построение пасс-вектора личности
7. Пасс-вектор этнической системы и реальный ход кривой
8. Перспективы применения теории Л. Н. Гумилёва




1. Термины

Этнос — природная форма существования вида Homo sapiens. Различие этносов между собой определено не расой, не языком, не религией, не образованностью, а только стереотипом поведения, являющимся высшей формой адаптации человека к ландшафту.

Пассионарность как энергия — избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению; врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать её в виде работы.

Пасcионарность как характеристика поведения — эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность часто ради иллюзорной цели.

Пассионарность отдельного человека сопрягается с любыми способностями: высокими, малыми, средними; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конструкции данного человека; она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие; как признак устраняется медленно, за 40–50 поколений.

Комплиментарность — положительное (отрицательное) ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих».

Само этническое поле нации определяется как сумма полей индивидуумов её составляющих. При этом, поле организма — это продолжение организма за видимые его пределы, следовательно, тело — часть поля, где частота силовых линий такова, что они воспринимаются нашими органами чувств, проявляясь в стереотипе поведения,<...> неповторимом.

Описанное этническое поле мы воспринимаем как этническую близость или, наоборот, чуждость. Собственно, комплиментарность и есть результат воздействия друг на друга индивидуальных полей. Уместно привести пословицу, наилучшим образом поясняющую это, быть может слишком наукообразное и не русским языком выраженное понятие: «Свой свояка видит издалека!»

При этом нужно заметить, что новорождённые дети — всегда безнациональны (вспомним янычар)! Этническое поле не сосредотачивается в телах ребёнка и матери, а проявляется между ними. Ребёнок после своего рождения входит в этническое поле матери, где и формируется его собственное этническое поле. И этот процесс приобщения личности к своему этносу происходит в первые три года жизни человека.

Этнические единицы и их иерархия

Крупнейшей единицей после человечества в целом (как аморфной антропосферы — одной из оболочек Земли) является суперэтнос, возникающий одновременно в одном регионе и проявляющий себя в истории как мозаичная целостность, состоящая из этносов. Именно они являются этническими таксонами, наблюдаемыми непосредственно.

Этносы, в свою очередь, делятся на субэтносы, т. е. подразделения, существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство этноса. Без этноса они рассыпаются и гибнут.

Этническая иерархия выстраивается следующим образом:

Антропосфера — биомасса всех человеческих организмов;

Этносфера — мозаичная антропосфера как сочетание системных этноландшафтных целостностей, всегда динамических. Л. Н. Гумилёв предположил также и существование в мире этнических полей;

Суперэтнос — группа этносов, возникающих одновременно в одном регионе, и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность;

Этнос — это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особенную внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения; то и другое подвижно, т. е. является одной из фаз этногенеза, процесса возникновения и исчезновения этнических систем в историческом времени. Является замкнутой системой дискретного типа. Нет, не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка.

Так как этнос складывается на основе оригинального стереотипа поведения коллектива людей, который изменяется во времени, то каждой фазе его развития соответствует свой устойчивый императив поведения;

Субэтнос — элемент структуры этноса, взаимодействующий с прочими субэтносами. При упрощении этносистемы в финальной фазе этногенеза число субэтносов сокращается до одного, который и становится реликтом;

Конвиксия — группа людей, объединённых однохарактерным бытом и семейными связями. Иногда переходит в субэтнос. Фиксируется не историей, а этнографией. Эту группу объединяет быт, сопротивляемость среде у них стремится к нулю. Конвиксия и есть фаза комплиментарного объединения;

Консорция — группа людей, объединённых одной исторической судьбой; либо распадается, либо переходит в конвиксию. По отношению к конвиксии эта единица — одного порядка. Иначе, консорция  группа людей (низшая таксонометрическая единица) объединённых одной исторической судьбой: «кружки», артели, секты, банды... Они часто распадаются, иногда сохраняются на срок до нескольких поколений, но тогда они уже принимают название конвиксий. Их перетасовывает резкое изменение исторического окружения — сукцессии. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы: землепроходцы, старообрядцы...

Дополнительные этнические таксоны

Необходимость ввода в научный оборот дополнительных типов таксонов продиктована успехами НЛП. Для понимания термина «Нейро-лингвистическое программирование» (НЛП) воспользуемся сведениями об эксперименте японца Хирото.

Учёный придумал следующую схему эксперимента. Сначала он предложил трём группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была — искомая комбинация существовала. У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они не нажимали — неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента.

Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки — звук прекращался.

Эксперименты Хирото доказали две важные вещи. Было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения. Так же поступали люди из группы, не участвовавшие в первой серии.

Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретённую беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук — просто сидели и ждали, когда все кончится.
Два важных факта состояли в том, что у людей существует механизм возникновения беспомощности, и что беспомощность легко переносится на другие ситуации. Кроме того в экспериментах Хирото получалось так, что при помощи неустранимого шока не удавалось сделать беспомощными примерно треть испытуемых…

Беспомощность влияет на очень многие особенности жизни человека: на то, как он воспринимает мир, на то, какие цели перед собой ставит и каким образом стремится к их осуществлению, на отношение к своему здоровью и т. д. В конечном счёте, от степени беспомощности зависит не только успех в жизни, но и здоровье…

В связи с успехами зомбирования людей в XX–XXI веке, в т. ч. средствами массовой информации, введением законов и процессуальных норм исполнения методов, настроенных на подавление личности, а также иных психотропных методик, имеет смысл ввести в оборот дополнительные этнические таксоны:

Беспомощные — люди, переносящие, как правило, искусственно приобретённую беспомощность из одной ситуации во все новые ситуации; у таких людей существует легко запускаемый извне внутренний механизм беспомощности; они, согласно выводам из опытов Хирото, могут составлять примерно треть численности каждого этнического сообщества; искать в этой группе людей нового Менделеева или капитана А. И. Маринеско — дело, прямо скажу, «дохлое»;

Стоики — люди, всегда сопротивляющиеся нейролингвистическим атакам, у них напрочь отсутствует внутренний механизм беспомощности; они отчётливо понимают, по какой программе ТВ и как именно из них пытаются делать «электорат баранов» — эти передачи они не смотрят;

Троечники — люди, которые при разных обстоятельствах могут оказаться как в группе беспомощных, так и среди стоиков. Если они оказываются в группе беспомощных, есть большая вероятность вытащить их из «болота», в которое они либо сами свалились, либо в которое их загнали средствами НЛП.



2. Золотое сечение и Идеальная кривая энергии пассионарного напряжения этносистемы

Кривую для графического пояснения найденной зависимости Лев Николаевич подсмотрел у кого-то из знакомых физиков, это был график горения костра, то есть процесса, динамика которого самым успешным образом, по мнению автора теории, может служить описанием истории изменения пассионарной энергии какой-либо этнической системы.

Однако здесь я использую уже раз приведённую на сайте кривую в приложении «Спираль Золотого сечения...», считая именно её идеальной кривой, отображающей изменение энергии пассионарного напряжения какой-либо этносистемы во времени P(τ) — см. рис. 1., на котором отражена и первая производная функции P′(τ).

Ход пассионарного напряжения этносистемы и её производной
Ход пассионарного напряжения этносистемы и её производной

Весь цикл имеет характерные отрезки (фазы), каждой фазе ставится в соответствие императив поведения населенцев территории, занимаемой данным этносом.

Императивы поведения людей в каждой из фаз и характеристики отдельных этапов хода этногенеза излагаются далее.

Число фаз и точки фазовых переходов проще определять по графику производной. Но поскольку я не нашёл каких-либо характерных точек, которые можно было бы принять за точки последних трёх фазовых переходов по градации Л. Н. Гумилёва, я объединил на рис. 1 фазы обскурации, мемориальную и гомеостаза в одну, мемориальную. Хотя, конечно, анализ хода второй производной P″(τ) сократил бы этот список до 2-х позиций.

Согласно теории этногенеза общая продолжительность цикла не может превысить для одной суперэтносистемы 1500 лет — это усреднённая расчётная величина, полученная историком и его коллективом не только сложением протяжённостей фаз, но на основании обработки большого статистического материала.

Формула Гумилёва

Математическое описание зависимости пассионарной энергии этносистемы во времени, на мой взгляд, может быть составлено по аналогии с формулой Макса Планка для определения спектральной плотности излучения, которую он вывел эмпирическим путём. И действительно: если на основе формулы Клапейрона-Менделеева и Четырёх Благородных Истин буддизма мне удалось предложить соотношение, которое достаточно внятно описывает процесс борьбы сил Добра и Зла на Земле, то почему при описании задачи Гумилёва не попытаться найти аналог у физиков во второй раз?

Обозначим через n количество субэтносов, составляющих некую суперэтносистему; τ — время; ρ и σ  — коэффициенты, приводящие частное от деления произведений ρτ и σn к безразмерной величине. И пусть ψ — волновая скорость распространения излучения. Тогда функция интегрального пасс-вектора этносистемы (суперэтносистемы) PΣ = PΣ (τ, n) может быть описана так:

Формула для описания динамики пассионарной энергии по теории Гумилёва
Формула для описания динамики пассионарной энергии по теории Гумилёва


3. Фазы этногенеза и господствующие императивы поведения

Исходный набор императивов поведения может характеризоваться формулой «Надо исправить мир, ибо он плох!». Что характерно для ситуации Пассионарного толчка, пускового момент этногенеза.

Если угодно, то этот процесс можно уподобить запуску очень агрессивного BIOS в современных компьютерах, который в своих параметрах содержит указание на экстремальное использование возможностей «железа» и «камня».

Затем этническая Система переходит в фазу подъёма, которая характеризуется лозунгом «Будь тем, кем ты должен быть!». Но как только этот лозунг становится всё более и более «экстремистским» — «Не по-вашему, а по-моему!» — ЭтноСистема переходит в Акматическую фазу своего развития.

Потом уровень пассионарности нации нагревается настолько, что императивами поведения её граждан оказываются установки «Мы хотим быть великими!», «Будь самим собой!».

Ни Лев Н. Гумилёв, ни кто-либо ещё так и не отважился определить источник этой этнической энергии.

Однако, согласно теории пассионарности, энергетический перегрев Законами Природы не может приводить к коллапсу планеты, и ЭтноСистема, начиная «остывать», вдалбливает в умы своих граждан императив «Мы устали от великих!». Впрочем, граждане и без внешних пропагандистских потуг смотрящих сами достигают способность соображать в этот момент, что от их смотрящих одни только беды исходят.

В тот же момент начинается переход ЭтноСистемы в фазу Надлома, в которой у людей ещё остаётся «тупой» заряд пассионарной энергии прошлых лет, но уже проглядываются ростки здравого смысла в императивах поведения: «Только не так, как было!», «Мы знаем, мы знаем, все будет иначе!».
Но смотрящие начеку! Они не хотят терять свои гешефты, стража не дремлет!

Но что такое кучка мздоимцев, дворцовых казнокрадов и прочая по сравнению с массой нации? В итоге ЭтноСистема внедряет в умы людей императив поведения «Дайте же жить, гады!», физически уничтожая, как у нас в 1917–1920 годах, всех «гадов» поголовно.

И именно с этой точки кривой динамики пассионарного напряжения ЭтноСистемы начинается её упадок — она переходит в состояние Инерционной фазы, в которой большинство людей руководствуется императивом поведения «Будь таким, как я!».
Так начинается полный закат нации, но не в масштабе лет, — в масштабе десятилетий.

Следующие фазы динамики любой ЭтноСистемы Лев Н. Гумилёв распределил на фазы «Инерционную», «Обскурации», «Гомеостаза», «Мемориальную» и «Вырождения». На мой взгляд, Лев Николаевич увлёкся детализацией; ну, да ладно.

Классным Учёным были предложены реперы для каждой стадии деградации любой ЭтноСистемы — люди в которой скатываются со временем до следования императивам поведения «С нас — хватит!», «Не будь ты моим благодетелем!»; «Будь таким, как мы!»; День, да мой!«, «Да когда же это кончится!!!»; «Вспомни, как было прекрасно!»; «А ведь не все ещё погибло!»; «Будь самим собой доволен, тролль!».

Лозунг же «А нам ничего не надо!» — это признак последней стадии динамики пассионарного напряжения ЭтноСистемы, её вырождения.
Так заканчивает своё житие на планете каждая нация, то есть Этническая Система.

Но не в одном ли, и единственном ли Цикле ли Золотого сечения? Возможно ли воссоздание этноса после его пассионарной гибели с изданием трупных запахов?

Фазы этногенезаГосподствующие императивы поведенияФазовые переходы[перегибы]
Исходное сочетание этносов и ландшафтов региона Разнообразны
  «Надо исправить мир, ибо он плох!» Пассионарный толчок: пусковой момент этногенеза
Пассионарный подъем: инкубационный [скрытый] период«Будь тем, кем ты должен быть!» —
  «Не по-вашему, а по-моему Переход к акматической фазе
Пассионарный подъем: явный период, пассионарный перегрев «Мы хотим быть великими!», «Будь самим собой!»  —
  «Мы устали от великих!» Переход в фазу надлома
Надлом «Только не так, как было!», «Мы знаем, мы знаем, все будет иначе!»  —
  «Дайте же жить, гады!» Переход в инерционную фазу
Инерционная «Будь таким, как я!»  —
  «С нас — хватит!», «Не будь ты моим благодетелем!» Переход в фазу обскурации
Обскурация «Будь таким, как мы!»  —
  «День, да мой!», «Да когда же это кончится!!!» Переход к гомеостазу [возможна регенерация]
Гомеостаз «Вспомни, как было прекрасно!»  —
  «А ведь не все ещё погибло!» Переход к мемориальной фазе
Мемориальная «Будь самим собой доволен, тролль!»  —
Вырождение «А нам ничего не надо!»  —



4. Зоны пассионарных взрывов

Коллективом под началом Л. Н. Гумилёва было определено общее количество свершившихся пассионарных толчков (взрывов / охлёстов); зафиксированы зоны их наибольшей интенсивности.

Как удалось установить, зоны пассионарных толчков — это узкие полосы, шириной около 300 км при широтном направлении и несколько больше при меридиональном, длиной примерно на 0,5 окружности планеты.

Закономерности во временном соотношении появления толчков не найдено. Сказать, когда будет следующий толчок пока невозможно.

Теория этногенеза не даёт пока ответы и на иные вопросы:

  • почему именно в то или иное время произошёл пассионарный охлёст поверхности Земли?
  • почему, наконец, данный взрыв охватил тот или иной географический регион, полосу планеты?
  • почему всё же, и всё-таки (!), не все матери, которые находились в полосе пассионарного облучения, родили пассионариев?
  • влияют ли энергетические импульсы, индуцирующие возникновение пассионарной доминанты человека, на животный и растительный мир в той же мере? Разве не может быть пассионарной лягушки, пассионарного одуванчика и субпассионарного мангуста? Если «да», то что тогда из этого следует?



5. Фазы этногенеза. Их продолжительность и характеристики

Порой аксиоматически, но чаще на доказательном уровне, автором теории этногенеза постулируется:

  • пассионарные подъёмы и спады не влияют на социальное развитие человечества, если понимать под последним смену общественно-экономических формаций;
  • работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения;
  • увеличение числа таксонов низшего порядка всегда связано с подъёмом пассионарности;
  • новый цикл развития этноса может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза — процессу, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.

Пассионарный толчок, пусковой момент, источник

Пусковой импульс не связан с наземными природными и социальными условиями. Следовательно, он имеет происхождение внепланетарное.

Пока остаётся (как вариант) неотброшенной только одна гипотеза — вариабельное космическое облучение, исходящее от вспышек сверхновых звёзд.

Пассионарии-мутанты, и древнеегипетские, и римские, и монгольские, были одинаково пассионарны. А значит, рекомбинация (или разрыв) фрагментов хромосомы зародыша человека есть определённая, повторяющаяся от толчка к толчку химическая реакция, происходящая весьма быстро и необратимо под воздействием неизвестного пока излучения.

Скрытый (латентный / инкубационный) период

Подъем пассионарности всегда связан с увеличением числа таксонов низшего ранга.

Продолжительность — первые 150–200 лет.

Акматическая фаза

Тут не до создания культуры. Имеет место наибольший подъём пассионарности.

У соседей заимствуют орудия труда, оружие. Заимствуют те предметы культуры, которые нравятся без предвзятости; комплиментарность — положительная.

Обычно эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резнёй, что ход этногенеза на время тормозится. При очень высоких уровнях пассионарного напряжения занятие наукой и искусством затруднено: пассионарный перегрев устраняет основное условие творческого процесса — отдохновение.

Продолжительность — ок. 300 лет.

Фаза надлома

Постепенно, вследствие резни пассионарный заряд этноса сокращается, ибо люди физически истребляют друг друга. Как правило, эта фаза сопровождается огромным рассеянием энергии колоссального количества индивидуумов, кристаллизующейся и фокусируемой трудами Гениев этой фазы, чьё наследие зафиксировано в памятниках культуры и искусства! Но внешний расцвет культуры соответствует только... спаду пассионарности, а не его подъёму! Кончается эта фаза обычным кровопролитием; система вырабатывает из себя излишнюю пассионарность. В обществе восстанавливается видимое равновесие. Этнос начинает жить «по инерции» благодаря приобретённым ценностям.

Продолжительность — ок.200 лет

Инерционная фаза

При снижении пассионарного напряжения, если субпассионарии, т. е. особи с потребительской психологией, антисоциальных и аморальных качеств («... их мироощущение не развивается, ибо оно есть равнодушие»), превосходят гармоничников (т. е. тех, у кого импульс страстей равен инстинкту самосохранения) в стихийно возникшей между ними войне, то идет распад этноса. В противном случае — этнос превращается в реликт.

Грустное время! Тоскливо до одури! Или иначе: постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии — люди, индуцированные энергией пасс-лидеров этносистемы, уже, возможно, давно почивших. Они, т. е. обыватели, стремятся уничтожить не только пока еще оставшихся беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей.

Продолжительность фазы — ок. 300 лет.

Фаза обскурации,

при которой процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией.

Продолжительность фазы — ок. 200 лет.

А после того, как субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившееся от героических времен, наступает последняя фаза этногенеза —

Мемориальная

Этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Эта фаза не имеет четко определенной протяженности во времени.

Продолжительность — не более 200...300 лет

Затем исчезает и память. Приходит время равновесия с природой:

Фаза гомеостаза

Т. е. время преобладания гармоничных личностей, когда люди живут полностью породнившись с окружающим ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство.

Итого: Продолжительность цикла этногенеза любой этно, — и суперэтносистемы составляет ни много, ни мало, но только 1500± 40 лет!



6. Построение пасс-вектора личности

Четыре доминанты человеческой психики

Трудами И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности доказано существование двух видов рефлексов: безусловных (врождённых) и условных (приобретённых), выработанных в течение жизни человека (в определённой степени, и животного тоже).

Пусть на оси Х декартовых координат будут означены единицы измерения безусловных рефлексов человека, а на оси Y — условных. Плоскость XY условимся называть полем психодоминант человека, или более просто: пасс-поле.

Полагаем, что часть объёма условных рефлексов будет отражать естественный уровень мыслей, слов и вытекающих из этих мыслей и слов поступков, определяющих уровень сознательного самосохранения (вектор Еgo — доминанта «EGOISMUS»). Поскольку — это естественная человеческая реакция на любой внешний раздражитель, реакция, по природе исходящая из отклика его ума, его прагматического Я, то её разумно отражать в векторном виде на положительной части оси Y. То есть как положительный условный вектор-рефлекс.

Другая часть условных рефлексов будет отражена как естественный уровень сознательного влечения (вектор Attr — доминанта «ATTRACTIO»). Поскольку — это неестественная реакция, реакция не по «растительной природе», а реакция как следствие воспитания в семье и обществе, а так же самообразования, то отражающий её вектор разумно откладывать по отрицательной части оси Y. То есть как отрицательный условный вектор-рефлекс, находящийся в противофазе вектору Еgo.

Аттрактивность и Эгоизм взаимно исключают друг друга.

Напомню, что аттрактивность слагается в теории Л.Гумилева из трёх элементов:

А = И + К + С,

где
И ≡ Стремление к истине, т. е. стремление составить о предмете адекватное представление;
К ≡ Стремление к красоте, т. е. к тому, что нравится без предвзятости;
С ≡ Стремление к справедливости в соответствие с принятыми нормами морали и этики.

Часть рефлексов будет нами графически отражаться как естественный уровень мыслей, слов и поступков, определяющий количественную оценку бессознательного самосохранения (вектор Ins — доминанта «INSTINCTUS»), и, опять-таки, рефлекс рассматривается как ответная человеческая реакция на внешнее возбуждение. Поскольку — это естественная реакция, реакция по человеческой, если угодно, чисто по «животной» природе, то её разумно изображать на положительной части оси X вектором положительного безусловного рефлекса.

Следует сразу оговориться. Термины положительный и отрицательный не имеют в теории Гумилёва абсолютно никаких моральных синонимов, оценок! То есть совершенно некорректно говорить, что какой-то вектор более «хороший», чем иной. Говорить о том, что вот то является моральным, а что-то менее морально — полная нелепость: это всё одно, что утверждать — «один ватт солнечной энергии более морален, чем один ватт энергии, вырабатываемой такой-то химической реакцией.

Другая часть объёма общей психической доминанты человека отразит неестественный для индивидуума уровень и направление мыслей, слов и поступков, то есть энергетику чувства бессознательного самоистребления. Иначе сказать — уровень пассионарности (вектор Pas — доминанта «PASSIO»). Поскольку — это неестественная реакция, реакция, возникающая не по обычной природе физического духа, но данная человеку изначально и помимо его желания Высшим Разумом, и, очевидным образом, находящаяся в противофазе вектору Ins, то её разумно отражать по отрицательной части оси X. То есть как отрицательный безусловный рефлекс.

Основная часть описания аксиоматики на этом заканчивается, оставляя пока открытым вопрос о методике определения скалярных значений векторов.

Итог — «Классификация отдельной особи по пассионарно-аттрактивному принципу» — представлен на рис. 2.

Классификация отдельной особи по пассионарно-аттрактивному принципу
Рис.2. Классификация отдельной особи по пассионарно-аттрактивному принципу

Обозначим суммарный вектор (Еgo + Ins + Attr + Pas) как PΣ и назовём его результирующим вектором пассионарного поля человека; коротко — пасс-вектор или интегральный пасс-вектор человека (особи). Сложение векторов проведём по общепринятым правилам. Результат — рис. 3 (масштаб условный).

Классификация отдельной особи по пассионарно-аттрактивному принципу — пасс-вектор
Рис. 3. Классификация отдельной особи по пассионарно-аттрактивному принципу — суммарный пасс-вектор

Квадранты пасс-поля и характеристики

Получилось, что на рис. 3 оказался «написан в векторном виде» портрет учёного или работника творческого труда, так как итоговый вектор оказался в третьем квадранте координат.

По-Гумилёву, место расположения пасс-вектора в том или ином квадранте пасс-поля всегда отображает ведущую психологическую доминанту данного человека (на сайте используется термин аватара, близкий по смыслу).

Квадрант нахождения пасс-вектораВедущая доминанта, возможная профессия
I (0-90°) Разнообразны Обыватели (Князь Андрей Болконский из соч. Л. Толстого), бродяги-солдаты (обыватели А. П. Чехова), преступники (или кретины)...
II (90-180°) Разнообразны Честолюбцы, деловые люди, авантюристы...
III (180-270°) Разнообразны Учёные, творческие люди, пророки...
IV (270-360°) Разнообразны Нестяжатели, созерцатели, искусители...

О единицах измерения

Безусловно, у вектора должна быть скалярная числовая оценка, но что-то в системе СИ не видится подходящей единицы измерения... Хотя, на мой взгляд, проблем тут вообще никаких нет.

Во-первых, ведь оценивали же до недавнего времени выступления фигуристов по 10-балльной шкале, и никто не жаловался. Но что такое «один балл» — не скажет вообще никто!

Во-вторых. Экономисты набрасываются на балансовые отчёты фирм, с яростью включая расчёт кучи коэффицентов и прочая. Хотя все понимают, что баланс предприятия — это если не полный бред, то почти! Однако «фокус» в том состоит, что все балансы составлены по единым правилам и поэтому являются сопоставимыми! Вот их и сопоставляют...

И, в-третьих: уж не до такой же степени учёные-психологи беспомощны!



7. Пасс-вектор этнической системы и реальный ход кривой

Выстроенный пасс-вектор PΣ (рис. 3) будет характеризовать результирующую доминанту психики одного человека. Если же сложить векторы всех индивидуумов этноса, то получится вектор пассионарного напряжения этносистемы в целом, суммарный (интегральный) пасс-вектор суперэтноса, этноса... в момент времени τ — рис. 4:

Суммарный пасс-вектор этносистемы
Рис. 4. Суммарный пасс-вектор одной этносистемы

Если принять за Pi результирующую психодоминанту i-ого этноса, то сумма по всем этническим системам планеты даст результирующее состояние пасс-вектор PΣ всех разумных существ Земли.

Трудно ли Высшему Разуму, Богу, Хозяину ноосферы, инопланетянам (и т. п.) просчитать этот вектор по всей планете? Не думаю. А очевидный результат надо озвучивать?

Факторы к изменению результирующей доминанты

Стоит отдавать себе отчёт в том, что PΣ отдельного человека (рис. 3) может пребывать в постоянном изменении вплоть до изменения квадранта расположения своего пасс-вектора вследствие пассионарной индукции другого человека, или группы людей, или жизненных обстоятельств, или сил Природы (на сайте — аватары), или вброса в своё сознание новой порции знаний, а также вследствие иных факторов (например, перехода из группы «троечники» в «беспомощные», или как итог очередного массового сеанса зомбирования населения...).

Но в момент фиксации PΣ на относительно малом интервале времени, при Δτ→ 0 значение PΣ как человека, так и PΣ этноса в целом остаётся величиной постоянной. Всё одно как величина текущей ставки на бирже во время длительных торгов.

Реальный ход кривой P(τ)

Примерно, как и биржевые кривые котировок чего-либо будет выглядеть и реальный график функции PΣ = PΣ (τ) — итог нервных подёргиваний не всегда адекватного человека; анализировать график до поры до времени придётся с помощью трендов.

Однако, что именно готовы отчебучить населенцы некоего этноса в ближайшее время — гадать будет уже не нужно. Те же предсказания можно будет сделать и о планетарном сообществе в целом (при наличии тотальных исходных данных, конечно).




8. Перспективы применения теории Л. Н. Гумилёва

Они нулевые.

Так как:

  • кто же захочет, чтобы вся планета знала, что нация находится в фазе своего этногенеза, когда основная масса населения представляет из себя потенциальных бандитов? И хоть что делай потом с этим ярлыком, «не отмоешься»!
  • «обратным счётом» можно определить, на каком этапе своего этногенеза находится тот или иной этнос. Вполне может статься, что прибавил себе «этнос-красавчик» трудами своих лейб-историков лет эдак 800 жизни ни за что ни про что... и получается, что все «исторические места» в городах и весях были отстроены не далее как четыре века тому назад. Ну, и что тогда делать с туризмом? А со своим имиджем самого мудрого народа?
  • полученный суммарный график пасс-энергии планеты ну, никак не будет получаться «тупым» сложением национальных графиков — хоть ты убейся! Тут-то и станет ясно, кто и что именно дописал в своей истории...

Даже один шаг по развитию этой науки, даже одну попытку получить данные о пасс-векторах людей в значимом статистическом объёме смотрящие заблокируют всеми имеющимися у них средствами!

Но пассионарные модели с приличной степенью точности строить можно. В том числе, и с помощью данных сайта (см. блоки Аналитика и Приложения).







Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,012