▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Приложения → Некоторые термины в ТаНаХе

Некоторые термины в ТаНаХе, несоответствия датировок и о сдвиге сознания художников

О терминах
О патриархах Саги распятой Совести
Заблудились средь двух дерев
«Жесть» (Драма в двух актах, с обильным эпилогом)

О терминах

Драгоценные камни, металлы, строительные материалы и навыки людей в ТаНаХе

Справочно:
ТаНаХ — аббревиатура, составленная из слов Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания); в христианстве этот сборник книг составляет первую часть Библии — Ветхий Завет (вторая часть — Новый Завет, о событиях с Иешуа Га-Ноцри).

Такой способ трёхчастного деления иудейского канона был, как говорят, закрыт ещё до событий начала новой эры, так как в изложении ап. Луки сам Христос его поминает:

«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» [Лк 24:44].

ТаНаХ, Католический и Православный Ветхий Завет различаются по количеству книг, включаемых в каждый из этих сборников.
Подсчёт количества книг в еврейской Саге приводит к результату в 39 единиц, сгруппированных в три части ТаНаХа — Тору (первые пять книг Библии) + (6 книг ранних пророков и 15 младших) + 13 разных Писаний (Псалмы, книги Исайи, Иеремии и т. д.).
В Православии книг в Ветхом Завете ровно столько, сколько их и в ТаНаХе — 39; у католиков — 50.

Объём Православного сборника еврейских книг — 3 380 533 знака с пробелами.

Термин в словоформе своего использования в ТаНаХе ХХХХ — номер в словаре Джеймса Стронга; AV — частота использования слова по Authorized Version; итоги подсчёта Дж. Стронгом (иногда неправильные!) использования слова в Библии — последнее число Вопросы и сомнения
Агат 07618 AV-agate 2; 2 Фараон Тутанхамон аккурат во времена Авраама царствовал, но даже в его супер-богатой усыпальнице не нашлось такого разнообразия «камышков»
Аметист 00306 AV-amethyst 2; 2
Алмаз 03095 AV-diamond 3; 3
Изумруд 01304 AV-carbuncle 3; 3
Рубинд 00124 AV-sardius 3; 3
карбункул 05306 АV-emerald 4; 4
Сапфир 05601 AV-sapphire 10, sapphire stone 1; 11
Топаз 06357 AV-topaz 4; 4
хризолит 08658 AV-beryl 7; 7
Яспис 03471 AV-jasper 3; 3
Яхонт 03958 AV-ligure 2; 2
Свинец 05777 AV-lead 9; 9 1. Всё-то хорошо, но вот железо выбивается из этого ряда: до сих пор так никто и не нашёл ни одной прото-домны на еврейских территориях.

2. Если евреи аж со времён Авраама умели добывать серу, то почему за пару тысячелетий они так и не сподобились добавить к ней селитру и уголь, чтобы порох получить?
Сера 01614 AV-brimstone 7; 7
Золота 02091 AV-gold 348, golden 40, fair weather 1; 389
Олово 00913 AV-tin 5, plummet + 068 1; 6
Медь 05178 AV-brass 103, brasen 28, fetters 4, chain 3, copper 1, filthiness 1, steel 1; 141
Железо 01270 AV-iron 73, (axe) head 2, smith + 02796 1; 76
ржавчина 06767 AV-cymbal 3, locust 1, spear 1, shadowing 1; 6 Демонстрация упорства одного из авторов текста Саги распятой Совести в уверенности наличия у древних хабиру (прозвище евреев) навыков обработки железной руды. Ничем не обоснованное.
асфальтом 02564 AV-slime 2, slimepit + 0875 1; 3 Были открытые скважины нефти?
Умели делать битум?
Евреи мостили улицы своих городов асфальтом?
Вытесал 06458 AV-hew 5, graven 1; 6 Нужны для этого «ветесал»: дерево (бревно), рубанок (тесало)...
Откуда и то и другое было у евреев, если, к примеру, чтобы просто наточить инструменты они к филистимлянам ходили [1Цар 13:20, 21]?
Брус 07175 AV-board 50, benches 1; 51 Откуда евреи нашли деревья в Египте и, затем, в Аравии; накопив к тому же опыт вытёсывания брусов из брёвен? Пилу тогда ещё не изобрели: а много ли строгальной операцией брусов наделаешь?
Дощечку 06731 AV-flower 10, plate 3, blossom 1, wings 1; 15 Доски-дощечки это, однако, — уже из технологии обработки дерева в Средние века!
Известью 07874 AV-plaister 2; 2 Где еврейские замки, возведение которых датировано временами Торы, камни стен которых были бы скреплены известковым раствором?
Ковачом 03913 AV-sharpen 2, sharp 1, whet 1, instructer 1; 5 Евреи даже для постройки деревянного ковчега мастеров не имели, а призвали таковых со стороны (см. Исх 36:1.2).
С другой стороны, кузнечные работы были освоены ещё якобы сыном Ламеха («Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа» [Быт 4:22]).
Так были мастера ковки металла средь евреев, то их не было… Надо же как-то определиться!

Живность в ТаНаХе

И далее уже без статистики от Стронга:

Термин в словоформе своего использования в ТаНаХе1 Мои вопросы и сомнения
анака (ящерица Гекко), голубь, буйвол, василиски (змеи/драконы), волчцы, ворона, горлиц, грифа, зубр, зуя (вид цапли?), жаб, ибис, камелопард (горная овца), козел, кони, коршун, крот, лань, лебедя, лев, лошадей, мышь, мух, нетопыря, овен, олень, орел, орикс, осел, пеликана, пес, перепелы, пернатую, рыба, саранча, свиньи, серна, сипа, скорпион, солам (порода саранчи?), совы, сокола, страуса, тиншемет (неопределенное животное; в других переводах — ящерица, крот), тушканчика, удода, уток, хамелеон, хагаб (кузнечик/саранча?), харгол (жук/прыгающее существо?), цапли, чайки, червей, ястреба 1. Перекрываются ли ареалы распространения данных животных на территории Аравии?
Даже не специалисту-биологу очевиден отрицательный ответ. И, более того: значительная часть указанной живности «предпочитает» и предпочитала всегда кормиться в северных широтах, но никак не в Палестине!

2. Если иудеи сподобились всех птиц выделить в класс пернатых, то почему мы более нигде не встречаем продолжений их классификации животного мира (отряды, виды, млекопитающие, холоднокровные…)?

3. Млекопитающих евреи меж собой различали. Но все рыбы у них были на «одно лицо». Однако слово корабль использовали активно, да и чайки им были любы. Так где жили те «евреи»?


1 Попытки обращения за разъяснением терминов, отмеченных курсивом, и иных непонятных слов, к примеру, к «Иллюстрированной полной популярной библейской энциклопедия» (Труды и издания Архимандрида Никифора, М., 1891) не привели ни к чему.

Поэтому даю «расшифровку» неясных слов здесь и далее из справочного аппарата программы Biblе OnLine. Если в конце фразы под скобками стоит вопросительный знак, то этот знак сомнения не мой.

Анатомия человека в ТаНаХе

Термин в словоформе своего использования в ТаНаХе Мои вопросы и сомнения
Бедро, брови, волос, голени, грудь, выи, желудок, зуб, коленях, лопатка, мышца, ног, ноздрей, очи, палец, перст, печени, позвонки, почками, пяту, сальник, сердце, стегно (верхняя часть ноги от таза до колена; поясница, бедро), уст, уши, хребте, челюсти, шею, ятра Смысл в выработке названий внутренних органов только тогда есть, когда одновременно существуют: анатомия как наука с основами представлений о функциональности внутренних органов, классификация недугов и адресная методика лечения.

Если учесть, что даже в Средние века почти единственным рецептом врачевания была фраза «нужно пускать кровь», то непонятна практическая польза генерации в ядре иврита данных терминов.

А так как её найти мне не удаётся, то, по всей видимости, я наблюдаю данном медицинском словаре отзвук знаний людей примерно века XIV-ого от РХ, но никак не X-ого до нашей эры.

Скарб и навыки в ТаНаХе

Термин в словоформе своего использования в ТаНаХе Мои вопросы и сомнения
бритва, блюд, гадает, гадатель, гиря, гуслями, венец, дверь, диадиму, виссон, кидар, кисточки, книге, котле, кувшин, курдюк, обувь, подошве, полированную, пар, пол, пекарь, печь, посохи, пряжу, перстен, резать, резцом, резчик, ремня, свирели, сапог, седло, серьгу, сетка, сеть, скипетр, сковороде, стол, тарелки, тесло (инструмент в виде зубила, топора или кирки), ткани, топором, точила, труб (музыкальный медный(!) инструмент), умывальник, шест, шалаши, шатер, шнур, щипцы, хитон 1. Хотелось бы видеть абсолютно все поименованные предметы среди археологических находок, выкопанных на территории Израиля/Палестины, и синхронных по своему «возрасту» событиям времён Исхода (только не радиоуглеродным методом чтобы тот возраст определялся!).
Только тогда, когда будет набран весь «портфель» поименованных предметов с названными географическими ограничениями, только тогда и будет возможно приступать к оппонированию тезиса о недостоверности хронологии ТаНаХа.
В частности, очень хотелось бы посмотреть на дверь, серьги (и тот «дивайс», которым уши прокалывали), скипетр и предметы по п.2.

2. Просто «умиляют» термины бритва, гиря, гусли(!), книга(!), котёл, обувь+подошва, свирель(!), сапог(!), седло(!), сковорода, труба(!), умывальник(!), щипцы, которые ну никак не сочетаются с нашим представлением о быте населенца Аравии XVI–XIII вв. до н. э.!

3. Забегая за времена книг Моисея:
Как сочетается манера евреев по-собачьи локать воду из реки всем «стадом» («И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду» [Суд 7:6]) с высочайшим уровнем их грамотности, чему примером является описание составления евреями пространных писем в [Суд 8:14] и в [4Цар 10:1], и к тому же вдруг запамятовавших (?), что кружки были у каждого ещё со времён Исхода [Исх 25:29; 37:16 и Числ 4:7]?

Деньги и кредиты в ТаНаХе

Термин в словоформе своего использования в ТаНаХе Мои вопросы и сомнения
взаймы, выкуп, деньги, дань, даром, заимодавец, залог, клад, кисе (мешок/кошелёк), монет, пени, пеню, платить, полсикля, сикль, сребреников, счесть, счета, талантов, цене 1. Если заёмщик с опозданием возвращал денежную сумму, то есть ранее взятые взаймы деньги, то какими монетами он платил пеню? Он что же, кусманчик от таланта зубами отгрызал, если размер пени, к примеру, исчислялся третьей его частью?

2. Насколько была сильно развита система мер объёма [лог — 0,4–0,5литра; гин — 4 л, сата — 8 л, ефа — 40 л, хомера — 300 л — какой-то про-буддийский ряд чисел с «истинно арийским» основанием четыре!], настолько слабо была развита система денежных мер.
Откуда тогда могла взяться столь развитая система денежного кредитования, оперирующая вполне современными терминами?

Флора, пища и сельхоз-термины в ТаНаХе

Термин в словоформе своего использования в ТаНаХе Мои вопросы и сомнения
верб, вино, гофер (дерево, из которого Ной построил ковчег), гумна, бдолах (ароматическая смола кустарника, но не ясно какого), дубом, дубравы, дыни, иссоп (растение, которое с точностью определить невозможно. Пучки иссопа использовались для кропления водой или кровью при очищении, стебель же этого растения (видимо, не менее метровой длины) был использован, чтобы поднести губку к губам страдающего Христа), кедрового, кедры, квасного, квашни, кориандровое, корица, лен, льняное, лишаи, лоз, лук, мандрагоров (небольшое травянистое растение из семейства пасленовых, плоды которого напоминают мелкие яблоки, ароматные на вкус и имеющие возбуждающее действие), маслина, мед, миндального, масла, манна (небесный хлеб), огурцы, оливкового, опреснок (бесквасный хлеб), орехов, пальм, пальмовые, полынь, пшеница, сикера (вино/крепкий напиток), ситтим (акация, из которой были сделаны детали скинии), скотина, смоковниц (возможно, рисовое дерево — fig tree — по Стронгу), смирна (или мирра — смола миррового дерева), сноп, солома, стираксы (пряности/специи?), теревинф (высокое и ветвистое дерево с вечнозелеными листьями, растущими пучками. Может достигать возраста в тысячу лет. В некоторых местах переведено как «дуб»), тополевых, терн, терния (шип, колючий кустарник), терновый, траве, травную, тростнике, уксусу, фисташков, халвана (душистая смола?), чеснок, чечевицы (род травянистых растений семейства бобовых), яворовых (каштановых?), ячмень

Перекрываются ли зоны распространения данных растений на территории Аравии?

Мне что-то не приходилось слышать о дубравах, льне, луке, огурцах, полынь-траве и чесноке, произрастающих в пустыне!

Только белых грибов и клюквы не хватает!

Факультатив

Предоставляю посетителям сайта «Встарь, или Как жили люди» возможность самостоятельно подумать о соответствии уровню человеческой цивилизации времён Исхода ландшафту древнего Ханаана и еврейской мифологии нижеследующих слов-понятий (их этимологию оставим специалистам):

Бесам (чертям), вельможи, волхвы, граница, грозды (мякоть винограда?), град (осадки), гробнице, Дума (имя), душа, ефод (мыс плеча или мантия?), звезда, зима, знамя, иго, играющих, идолов, избодет (толкать, бодать), изваяние, измерении, иней, истукан, кольца, корабельной, корабли, купцов, курить, ладан, ловитву (добычу), масть (благовонный состав, приготовленный из оливкового масла (елея) и различных ароматных специй для умащения тела, пропитки погребальных тканей и помазания), минуту, назорей, назорейства, недра, новолуния, новомесячного, обшивка, озера, орошал, орошения, осаде, острова, пажити (пастбище/источник насыщения), пазухи, памятник, пасха, пасхальная, печати, печено, печеного, пеших, поднебесной, пьяница, радуга, рифме, роса, рыжую, седину, селения, скотоложник, смола, снег, соли, солнце, союзники, список, степи, столба, столп, стран, стрелком, стрельцы, тимпаном (древний ударный музыкальный инструмент, напоминающий бубен с колокольчиками (тамбурин)), точно, туземец, тьма, угла, угольев, узел, улице, урочное, успех, фараон, херувимы, хлебодар, хозяин, художественную, художника, царь, целитель, чеканной, червлёной, Чермного, черту, читает, член, шипов, широту, язычники.


О патриархах Саги распятой Совести

Зададимся целью: по данным текста Саги распятой Совести определим даты рождения и смерти патриархов. В качестве реперной точки возьмём дату прибытия Иосифа (правнука Авраама) в Египет; Майкл Грант (и не он один) датирует это прибытие 1 300 годом до н. э.

Составим расчёты, представленные несколько в необычном виде: с использованием «Шины связи времён» — вертикальной толстой линии (см. таблицу ниже). Шину можно представить как совокупность «проводов», каждому из которых присвоен номер; все «провода» связаны в «жгут».

Например, линия-«провод» события № 1 отражает сведение [Быт 37:2] о том, что Иосиф попал в Египет в 17-летнем возрасте. Тогда отсчётом от реперной точки получаем дату его рождения 1317-ый год; перед фараоном он предстал в 30-летнем возрасте [Быт 41:46] — получаем по линии № 2: 1317 − 30 = 1287 год до н. э. И так — далее.

В итоге оказывается, что Иосиф умер в 1207 году до н. э., в то время как тем же современным автором время Исхода идентифицируется между 1224 и 1211 годами до н. э. (правление фараона Мернептаха?). Выходит, что Иосиф был участником Исхода?! Но из Торы однозначно следует, что к моменту бегства евреев патриарх уже давно лежал на погосте: «И взял Моисей с собою кости Иосифа...» [Исх 13:19]!

И ещё одно.
Моисей родился в Египте от брака некоего Амрама с его родной тёткой Иохаведой, в колене Левиином, в роде Каафовом [Исх 6:20]. То есть Моисей оказался правнуком Левия, третьего сына Израиля от Лии. Если временем наступления отцовства считать возраст в 20 лет, то в наших скучных расчётах датой рождения Моисея окажется 1325 год до н. э.как разница: 1408 − (23Израиль + 20Левий + 20Кааф + 20Амрам)

Таблица событий – рождения и смерть первопатриахов Саги распятой Совести
Таблица событий – рождения и смерть первопатриахов Саги распятой Совести

Если после обращения к фараону Моисей возглавил Исход в возрасте восьмидесяти лет [Исх 7:7], то этим годом окажется 1245-ый, то есть год, когда Иосиф ещё благополучно здравствовал, и до погоста патриарху ещё как 38 лет жизни было отведено!

Тогда вопрос: чьи кости Моисей прихватил с собой? И почему Иосиф — правая рука фараона, поставленный им «над всею землёю Египетской», без которого никто не мог «двинуть ни руки своей, ни ногой своей», будучи фактически ровесником Моисея — на страницах Саги обрезанной богом купюры семитов никак не пересекается с Моисеем и не помогает своему народу бескровно покинуть страну? И почему речь о «костях» Иосифа завелась, если трупы чиновников, калибром и поменьше, в Египте бальзамировали? И куда потом эти «кости» подевались?

Впрочем, богологи «точно» определили дату Исхода: 15 числа месяца нисан 2448 года от Сотворения Мира по иудейскому стилю, то есть приблизительно как март 1312  г. до н. э. (а трудов то было!).

И другое: если Сети I-ый приступил к правлению в 1304 году, а третий фараон Мернептах правил с 1224 по 1204 год до н. э., то евреи задержались в Египте максимум на 35 лет (не буду досаждать читателям арифметическим пояснением), но никак не на 430 лет.

А вот и ещё перл!
При бегстве из Египта «было всех вошедших в исчисление шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят» [Числ 1:46], то есть 603 550 мужчин (только которых тогда хабиру и подсчитывали), то есть порядка двух миллиона человек всего. В то время как демографы оценивают численность всего населения планеты времён Исхода значительно менее 50 млн. человек; а на отметке «минус 5 000», то есть на дату «Сотворения мира», — в 5 млн. «адамов» и «ев».

Таким образом, в XIII  в. до н. э. 0,0016 % территории суши планеты заняло с боем полчище хабиру численностью около 7 % населения Земли (sic!) при том, что очень скоро (по историческим меркам) проведённая Неемией перепись «избранного народа» дала результат в 43 тыс. человек...

*

Когда фантазии находятся в обратной пропорции с учёностью, разум тонет в них!
Медики же, слыша уверенность в голосах попов при их утверждении о «священности и правдивости каждой буквы Писания», сказали бы: «Мы их теряем!».

Но дорога ли потеря?


Заблудились средь двух дерев

Так что же всё-таки вкушали Адам и Ева?

Плоды Дерева Жизни? Да, ели. А вот плодов «Дерева познания Добра и Зла» как раз и не пробовали! Адам, на самом деле, чётко выполнял предписания Господа на запрет использования этих плодов в пищу. И Ева на них не зарилась! То есть «первородного греха» в общепринятой версии и не было вовсе!

Шараханья авторов Саги распятой Совести от имени Иеговы – Бога-Отца запретов первой паре вкушать отнюдь не плоды Дерева Жизни, но в паническом ужасе – плоды Дерева Мудрости
Шараханья авторов Саги распятой Совести от имени Иеговы – Бога-Отца запретов первой паре вкушать отнюдь не плоды Дерева Жизни, но в паническом ужасе – плоды Дерева Мудрости

Библия говорит, что Адам с Евой пострадали, а причин к их наказанию при внимательном прочтении первых глав книги «Бытие» на самом деле и не просматривается.

То есть весь христианский «сыр-бор» о «Первородном грехе» разгорелся попусту, дойдя до своего апофеоза в утверждении, что, мол, Иешуа Га-Ноцри явился, чтобы чуть ли не из генетического кода человеков изъять первородный грех Адама!

Как говаривал Ницше, «с тех пор, как существуют люди, человек слишком мало радовался; лишь это, братья мои, наш первородный грех!»


«Жесть» (Драма в двух актах, с обильным эпилогом)

А к т  1

Ему было плохо и муторно, он хотел избавиться от страданий; он просил, он молил Бога: «Воздай мне, Господи! Воздай мне счастье избавления от страданий!»

И Он воздал.

Потом он ходил — нет! летал! — потом он говорил всем — нет! он кричал всем: «Веруйте! И воздастся вам!» Всем были известны его прежние горе и печаль, и вот теперь все стали радоваться, но больше завидовать его счастью, которое, как искренне стал полагать он, свалилось с неба.

Его стали называть истинно-верующим, избранным Им; а светлый образ его стал флагом у попов.
В это время какие-то остальные, и которых всего-то 5 999 999 999 человек, также молили Его, но так и умерли невоздатыми.

А к т  2

Уважающие друг друга, стояли в очереди люди; очередь «всего-то» из 5 999 999 999 человек.

Вдруг один, невесть откуда появившийся, с лицом-в-кирпич, всех растолкал локтями и прорвался-таки к «раздаче». Потом он вышел, неся под мышкой ЭТО, и улыбка счастья на лице его высвечивала: «Воздали! У меня теперь есть ЭТО!» — кричал этот счастливчик.

Как настойчиво стоящие в общей очереди, уважающие друг друга и не расталкивающие друг друга, назовут «избранного» — того, что «лицом-в-кирпич»?

Э п и л о г:

Художники были, похоже, первыми, кто очухался от угара мракобесия Эпохи Моли
Художники были, похоже, первыми, кто очухался от угара мракобесия Эпохи Моли






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,012